Логотип "ДжазМобиль", салон аудио Hi-Fi, High-End

 
t_ak1.jpg
right_01.jpg

Контакты ДжазМобиль

Акустика Montana

Джефф Фриц

Маркетинг – это огромная часть индустрии аудио/видео.
В финансовом отношении сеть SoundStage! поддерживается маркетинговыми усилиями производителей и торговцев в форме сетевых рекламных объявлений, которые вы видите на ваших сайтах. Большинство производителей аудио-видео-аппаратуры придерживаются "многоярусного" подхода к маркетингу: сетевые и печатные рекламные объявления; продвижение своей продукции через сетевые форумы, торговые ярмарки и шоу; распространение материалов на вебсайтах, блогах, социальных сетях и т.д. Маркетинг существует для формирования мнения потребителей и для влияния на их решения – это не удивительно.

Все мы знаем, что маркетинг может ввести нас в заблуждение, пре увеличивая и искажая истину. Но, как говорит старая пословица, "восприятие – это реальность" – если, конечно, торговцы хорошо делают своё дело. Эта мантра прекрасно себя чувствует в аудио/видео-бизнесе, в котором иногда изделия отличаются только способом своего продвижения в массы. Информация, распространяемая при помощи таких рекламных кампаний, крепко внедряется в сознание аудиофилов – особенно тех, кто склонен к трате больших сумм на колонки. Какое это имеет отношение к предмету этой рецензии – колонкам PBN Audio Montana Sammy? Продолжайте читать...

Петер Б. Норбек и его компания, PBN Audio (фирма Montana Loudspeakers является её дочерним предприятием) никогда не размещали рекламу в сети SoundStage!. Я видел несколько печатных объявлений Норбека, но в них не было ничего запоинающегося. Думаю, будет справедливым утверждение (по крайней мере, судя по моему опыту), что PBN представлена на рынке гораздо слабее, чем такие компании-производители колонок, как Magico, Wilson Audio Specialties, Focal и YG Acoustics. Однако колонки PBN явно созданы для соревнования с изделиями этих марок – в нашем случае это последняя модель PBN, Montana Sammy ($29500 за пару). На бумаге она выглядела как сильный участник этого соревнования – этого было достаточно, чтобы я попросил предоставить мне первую пару на рецензию. Может ли скромная позиция быть преимуществом?
Подведение итогов

Перед первым прослушиванием колонок мне кажется интересным упражнением сделать мысленную опись её частей и вкратце осмотреть её общий дизайн (обычно это можно найти на сайте изготовителя) – просто для того, чтобы выяснить, каковы звуковые цели данного изделия. Большое число динамиков может значить, что разработчик хочет создать удивительную выходную производительность. Наоборот, один динамик свидетельствует о поисках предельной связности. Как мне кажется, из списка составных частей и описания конструкции Sammy следует, что это колонки с динамическими излучателями, стремящиеся к высокой производительности, с сохранением скромного размера (55х16,5х21, высота-ширина-глубина, дюймы, вес 215 фунтов каждая). Действительно, фирма заявляет, что Sammy является воплощением их новой Компактной Эталонной Платформы: современнейший звук во вполне земной упаковке.

Если начать сверху, то бериллиевый твиттер Sammy (производство Scan-Speak) начинает работать только с частоты 3400 Гц. Бериллий зарекомендовал себя исключительным материалом для изготовления ВЧ-динамиков: его первый режим распада начинается лишь на частотах выше 40 кГц. Это поведение должно быть приравнено к преимуществам в слышимой человеком области (20 Гц...20 кГц), потому что это искажение происходит далеко за пределами слыши мого диапазона, и, следовательно, не требует подавления кроссовером. Просто по сравнению с другими материалами, из которых делаются твиттеры (алюминий, титан, керамика и шёлк), бериллий требует более умелого применения и более дорогой обработки. 1:0 в пользу Sammy.

Следом идут два СЧ-динамика (модель – 4-дюймовый Scan-Speak Illuminator) с магнитом из неодима, покрывающие диапазон 170...3400 Гц. Это, наверное, лучшие динамики из производимых фирмой Scan-Speak – возможно, за исключением той же модели с алюминиевым диффузором (вместо натурального волокна в Sammy). И всё же это СЧ-динамики высочайшего класса, легко превосходящие множество других подобных устройств, доступных производителям колонок, которые (как PBN) не делают своих. И вероятно, лучше множества динамиков тех фирм, которые делают.

Последними идут два НЧ-динамика – 10-дюймовые модели из натурального волокна, также изготовленные ScanSpeak. На этот раз это модель Revelator – верхняя линейка фирмы до того, как появились Illuminator'ы. Выходные сигналы пяти динамиков управляются кроссовером, характеристика которого (как утверждается) имеет четвертичные спады 24 дБ на октаву; сами динамики собраны на контурной передней панели Sammy в виде массива типа D'Appolito: НЧ-СЧ-ВЧ-СЧ-НЧ. Спереди у основания колонки расположен прямоугольный басоотражательный порт.

Корпус изготовлен из пакета листов ДВП, нарезанных на станке с ЧПУ. Они образуют так называемую систему Подавления Внутреннего Звукового Отражения. Внутреннее пространство корпуса образуется внутренними углами плит ДВП, каждая из которых вырезана со ступенчатыми закруглёнными выступами, способствующими расщеплению стоячих волн внутри корпуса. Даже внутренние скобы и особые отсеки для СЧ- и ВЧ-динамиков сделаны из этих горизонтально противоположных слоёв дерева. Разумеется, это конструкция выше среднего уровня – по крайней мере, в сравнении с простой клееной пачкой листов, и благородная попытка создания корпуса для достижения хорошего звука. Однако если постучать по нему суставами пальцев, корпус не покажется более инертным, чем некоторые более традиционные модели колонок, о которых я говорил в последнее время – например, Dynaudio и EgglestonWorks.

Единственный комплект крепёжных штырей установлен в небольшую панель в самом низу закруглённой тыльной стороны колонки; к единому основанию прикреплены выносные ножки: алюминиевые пластины, в которых размещаются входящие в комплект костыли – это даёт возможность выравнивать уровень корпуса, не наклоняя саму колонку; удобная особенность. Деревянная отделка ничуть не хуже любой другой, что я видел в последнее время; на неё безупречным образом нанесена глубокая, привлекательная структура дерева. Мой образец, предоставленный для рецензии, имел гладкую матовую отделку, хотя я уверен, что PBN за дополнительную плату могут сделать её глянцевой. Имеется много специализированных отделок под настоящее дерево, так же как и большой выбор красок автомобильного уровня.

Меня побеспокоила только одна деталь: выемка для крепёжных штырей была просто покрашена чёрной краской, тем самым выставляя на вид края ДВП-плит, образующих корпус; мне бы понравился более отделанный внешний вид. Конечно, это мелочь, но так уж я придирчив. Крепёжные штыри вообще выглядели как-то низкокачественно, хотя про их работу нельзя сказать ничего плохого.

Заявленный частотный диапазон Sammy – 24 Гц...37 Кгц, +/-2 дБ; отдача оценивается в 92 дБ, номинальное сопротивление – 4 Ом. Рекомендуемая полоса усиления – 25...500 Вт.

В общем, колонки Montana Sammy, установленные у меня в комнате, выглядели более чем конкурентоспособно по сравнению с большинством других разработок этого ценового диапазона, которые мне приходилось видеть. Дорогие динамики установлены в грандиозно выполненном корпусе с красивой отделкой, правда, некоторые детали помешали мне поставить им 100%-ную оценку – по крайней мере, до прослушивания.
Давайте слушать

Я установил PBN Montana Sammys в своём "Музыкальном Склепе", на тех местах, на которых, по моему мнению, лучше всего звучат разработки типа D'Appolito: ближе к переднему краю и боковым стенам, чем другие колонки, и с меньшим углом разворота друг к другу. Я экспериментировал с разными вариантами размещения и проделал кое-какие измерения комнаты, но нашёл, что это расположение даёт наиболее нейтральный звук.

Вступление к обработке вещи Стиви Уандера "Isn't She Lovely" в исполнении Ливингстона Тейлора (Ink, 24/96 AIFF, Chesky HDTracks) во всей красе показало берилловую пищалку Sammy с её прекрасным сочетанием сильных сторон. Внутренние детали – или, как говорят некоторые, микродетали – в свисте Тейлора были замечательны. Я получил полностью сфокусированный, острый образ свиста, но также отчётливо слышал движение воздуха у губ исполнителя; что тут говорить о каком-то "открытом окне" в запись! В то же самое время звук был столь плавный и непринуждённый, что не было даже намёка ни на какую слуховую усталость. Совместное звучание ВЧ- и СЧ-динамиков было идеально. Рабочий диапазон пищалки не выделялся из рабочих диапазонов других динамиков, как это бывает с менее серьёзными колонками. Средние частоты были ясны и тонально нейтральны, хотя, может быть, несколько "отодвинуты" в общей звуковой картине. Это отдаление придало записи ощущение большой глубины и перспективы, в то же время нисколько не уменьшая ясность и разборчивость голоса Тейлора.

После этого я послушал Quiet Nights Дианы Кралл (24/96 AIFF, Verve HDTracks). Слышимость низкоуровневых деталей осталась превосходной, так же как и впечатляющая глубина звуковой картины. Но на этот раз я ещё расслышал большую специфику образов в границах звуковой панорамы. Если вы увлекаетесь созданием точных звуковых панорам, вам совершенно необходимо прослушать колонки Sammy. Казалось, что они совершенно исчезли из помещения, оставив Кралл с инструментальным аккомпанементом на большой виртуальной сцене передо мной.

На демонстрационном диске Дэвида Чески The Ultimate Demonstration Disc Volume 2 (24/96 AIFF, Chesky HDTracks) есть несколько высококачественных треков, с помощью которых можно проверить прозрачность и ширину частотного диапазона вашей системы на обоих концах спектра. На "Angels Of Harlem" участники акапелльной группы Persuasions распределились от одной до другой стены моей комнаты, причём певцы были идеально расставлены на звуковой картине согласно голосам. Я мог глубоко проникать в каждый голос и легко сосредотачиваться на каждом
отдельном певце – или просто наслаждаться создаваемой ими музыкой. Прозрачность также была первоклассна. Перкуссия и бас в начале вещи "Club Descarga" в исполнении Рэнди Брекера, Энди Гонсалеса, Джованни Идальго, Боба Минцера и Дэвида Чески звучали точно, с хорошим разделением нот – здесь играет не однонотный бас. Бас в "Little Wing" Джими Хендрикса в обработке Валери Джойс был опять чистым, отчётливым и достаточно глубоким, чтобы на самых низких нотах не чувствовалось снижения выходного уровня или изгибающей комнату силы. Sammys могут наполнить мою комнату большим объёмом звука практически без напряжения. В сольном выступлении электробасиста Йонаса Хеллборга (The Silent Life CD, Day Eight Music 26) Sammys также по казали способность глубоко внедряться в бас с хорошим разделением нот и способность распределять напряжённое звучание бас-гитары, не создавая ощущения неразберихи или напряжения. Колонки столь же умело сжали мою комнату ультраглубоким басом при воспроизведении бас-барабанов в "Norbu" из саундтрека Бруно Куле для фильма Himalaya (Virgin 8 48478 2). Я был удивлён тем, насколько большую басовую мощь могут создать четыре 10-дюймовых динамика; но с другой стороны, каждая пара имеет довольно большой рабочий объём в корпусе. PBN также легко могут спуститься в сабвуферную территорию. Для того, чтобы создать существенно лучший низ с бОльшим объ ёмом, понадобится аппарат уровня JL Audio's Gotham или Paradigm Reference's Signature S2. В "Музыкальном Склепе" Sammys уверенно воспроизводили 20 Гц. Это удовлетворяет определению полного частотного диапазона.

Что касается того, каково место Sammys в тесной области сверхдорогих широко рекламируемых колонок, я думаю вот что: они играли более внушительно, чем большинство их соперников. Они играли ниже в басовой области и громче в общем смысле, чем Eggleston Works Andra и YG Acoustics Kipod, а может быть, и Wilson Audio Sasha W/P и Magico V3. Я говорю о последних двух системах, имея в виду их размеры и комплектацию динамиками – хотя ни те, ни другие не были у меня в комнате, я был бы не прочь попробовать их и выяснить своё мнение. Пара Sammy пол ностью заполнила мою комнату и играла чрезвычайно громко без разрушения звуковой картины и любого другого искажения. Этому способствуют сдвоенные СЧ-динамики и два больших бас-динамика. Кроме того, Sammys создали громадную звуковую панораму на уровне любых слышанных мной колонок стоимостью $40000 за пару. Образы на этой панораме звучали несколько более отдалённо, чем я привык – и это едва ли порадует толпу, которая тянется к живой, непосредственной природе некоторых популярных сейчас колонок. С другой
стороны, то, что твиттер Sammy сделан из бериллия, не даёт ему звучать расслабленно. Колонки Rockport – особенно Mira – звучали бы по сравнению с Sammy несколько приглушённо (хотя и не слишком). Хотя на высоких частотах Sammy не показали столь тонкой деталировки, как KEF's Reference 205/2, которые я недавно слышал, у них был
приятный тональный баланс, совершенно лишённый того, что называется окраской.

В смысле качества сборки и фирменных индивидуальных особенностей PBN Montana Sammy едва ли поразят ваших друзей сверхшикарной окраской колонок Kharma или изогнутыми линиями и гранями Rockport Technologies Ankaa, но они производят своё собственное впечатление – если вы знаете, чего ищете и зачем слушаете. За их диффузорами находятся одни из лучших в мире магнитных систем – это специализация Scan-Speak; они лучше того, что вы видите в некоторых других, более дорогих колонках. Конструкция корпуса – хотя это не так уж очевидно с первого
взгляда – также довольно сложна, и я представляю, сколько времени требуется на её изготовление. Некоторые мелкие детали – как, например, выемки для крепёжных штырей – могли бы быть сделаны лучше; таких недостатков не встретишь в вышеупомянутых колонках.
Резюме

Колонки PBN Audio Montana Sammy не выставляют все свои очаровательные стороны на всеобщее обозрение. Во многих отношениях они невзрачны; бОльшая часть их hi-end-родословной скрыта от острого взгляда под неким красивым покровом. Но когда они начинают воспроизводить звук, весь этот "пакет" наполняется для ушей смыслом. Sammys могут наполнить большую комнату мощным, широким звуком – а этого, как ни удивительно, нельзя сказать о многих колонках в этой ценовой категории. Пара Sammy может создать великолепную звуковую панораму – когда нужно, громадную, когда нужно – маленькую. Sammy не напоминают собой "Феррари" или "Бугатти", как некоторые другие колонки. Признаюсь, что временами мне нравится этот внешний вид суперавтомобиля, но создаётся впечатление, что в случае Sammy большое мастерство было употреблено на создание звука, а не внешнего вида. Этот звук удивил меня – он оказался лучше, чем я ожидал. Несмотря на то, что у Sammy нет маркетинговой истории, которая сведёт вас с ума и вселит страсть к этим колонкам, тут есть кое-что большее: звуковое содержание. Предлагаю забыть о всяком маркетинге, послушать Montana Sammy и позволить вашим ушам рассказать вам историю от начала до конца.

 

© 2014 JAZZMOBILE
DESIGN BY STEP

Карта сайта

Яндекс.Метрика