Логотип "ДжазМобиль", салон аудио Hi-Fi, High-End

 
t_home1.jpg
right_03.jpg

Контакты ДжазМобиль

Цифровой ключ : Devialet D-Premier

 Thumbnail image

Devialet D-Premier :Интегрированный усилитель со встроенным цифроаналоговым преобразователем Автор Мария Савина

 

Вводка

Одни новинки появляются на рынке незаметно, а какие-то приходят с большой помпой. При этом иные из них акцентируются на проторенных путях и развитии хорошо известных конструкторских идей, а другие идут «поперек свежевспаханного поля». Новое и старое, известное и только что придуманное, простое и сложное — любая конструкция сочетает в себе все эти черты, вопрос только в пропорциях. Наверное, следуя большой промышленности или, к примеру, принятой научной практике, инновационными следует называть модели, в которых имеется более 30% новых решений. В таком случае французский гость Devialet D-Premier вполне набирает нужное количество процентов.

«Железо» и алгоритм

Производитель называет Devialet D-Premier «первым в мире гибридным аналогово-цифровым усилителем», обозначив в этом названии принцип работы усилительной секции аппарата. Она сделана по полностью балансной симметричной схеме следующим образом. Усилитель напряжения (в который частично входит преобразователь ток-напряжение после ЦАП) выполнен в традиционном стиле и работает в режиме класса А для достижения максимальной линейности характеристик. Параллельно ему подключен усилитель тока в классе D с широтно-импульсной модуляцией амплитуды входящего сигнала. Импульсный «следящий» блок питания управляется микропроцессором, с постоянным сравнением мгновенных значений входного и выходного напряжения и корректировкой значения тока, необходимого в данный момент. Собственно говоря, схема с усилителем тока и параллельно подключенным усилителем напряжения вполне стандартна, а индивидуальность замысла разработчика тут проявляется в выборе класса функционирования и организации петли ООС, охватывающей контуры усилителя напряжения. Соответственно, основной связанный с конструкцией патент как раз и касается схемы усилителя в классе А с нелинейной регулировкой тока смещения на транзисторах с учетом корректирующей ООС. Второе запатентованное решение прямо связано с выбором класса D в усилителе тока. Сам по себе этот выбор абсолютно прозрачен, если учесть изначальные требования, озвученные конструкторами при составлении технического задания: эргономичность, высокая эффективность работы и простота установки в современном помещении с учетом требований дизайна. То есть, грубо говоря, аппарат не должен занимать много места и сильно греться и одновременно должен быть некритичным к нагрузке и выдавать достаточное количество тока. Класс D, с его управляющими ключами, которые открывают усиливающие транзисторы только на краткие периоды прохождения модулированного сигнала, а не в течение всего времени, возникает тут как логичное решение. В силу принципа работы, КПД подобных конструкций в чистых негибридных реализациях превышает 90%, но даже и в нашем случае остается на очень высоком уровне в 85% (несравнимо с 2—10% для усилителя в классе А, к примеру). Однако у каждой медали есть обратная сторона, и цифровые схемы, в частности, чрезвычайно чувствительны к помехам, проходящим в схему по питанию, так что оптимизация последнего становится одним из ключей к успеху. Упоминавшийся выше патент на блок питания как раз связан с фирменной разработкой, касающейся входного трансформатора с ферритовым сердечником, но сделанного весьма необычно. Его первичная и вторичная обмотки в виде пары плоских витков «нарисованы» методом поверхностного монтажа прямо на многослойной печатной плате. Это решение позволило сильно уменьшить паразитную емкость между ними. Кстати, вообще внутренняя разводка проводами отсутствует, от входа до выходных акустических клемм все сделано исключительно поверхностным монтажом элементов. В усилителе тока после управляющих ключей установлено по четыре транзистора на плечо, повернутых по фазе друг относительно друга на 90 градусов. Интересно, что секции усилителя напряжения и усилителя тока действуют независимо, или, точнее говоря, цифровой блок можно вынуть из аппарата (что представители фирмы Devialet любят делать на презентациях своей новинки), а усилитель напряжения по-прежнему продолжит работать, обеспечивая мощность, достаточную, например, для раскачки небольших и легких по нагрузке колонок или наушников. Кроме чисто усилительной секции, D-Premier содержит еще и встроенный ЦАП, построенный на чипе Texas Instruments PCM1792.

Все собрано в весьма компактном и не очень тяжелом цельноалюминиевом корпусе, отполированном до полного блеска. К устройству прилагается пульт ДУ, выполненный в том же стиле. Вдвоем эта парочка чем-то похожа на инопланетную летающую тарелку, приземлившуюся на нашей тестовой стойке (благодаря фильму Спилберга «Батарейки в комплект не входят» такие ассоциации — приятные и добрые), и на маленький ведомый аппарат-разведчик, устроивший проверку местности на столе рядом с креслом для прослушивания. При желании усилитель можно расположить вертикально на стене.

Прошивка

Прочие слагаемые «инновационных процентов» касаются цифровой обработки входящих сигналов и, в более широком смысле, самой организации входов. Прежде всего, в Devialet пошли по достаточно нестандартному пути (хотя и встречающемуся, допустим, у швейцарской фирмы Goldmund, которая специализируется на эксклюзивной электронике). После входа в D-Premier стоит АЦП, перекодирующий сигналы со всех аналоговых источников в цифровую форму. У инженеров компании были резоны поступить так — в частности, при этом появлялась возможность сделать единую регулировку громкости в цифровом виде с управлением посредством микропроцессора и реализовать встроенный цифровой фонокорректор (см. ниже). Следствием этого стала весьма интересная ситуация с внешней коммутацией. В описании модели приведен длинный перечень возможных цифровых и аналоговых входов, причем вопросов не оставляют только HDMI (кстати, пока неактивные и у текущей версии присутствующие просто как разъемы), балансный цифровой вход на XLR и две «оптики». А вот богатство коаксиальных цифровых и аналоговых входов, включая два (!) входа для проигрывателя виниловых дисков, как-то удивляет. Потому что на задней панели корпуса есть только шесть клемм RCA, на которых (других-то нет) должны быть сделаны и выходы, тоже довольно разнообразные (Pre Out / Bypass, моно RCA для сабвуфера и пр.). Отгадка содержится в возможности конфигурировать входы и выходы по своему желанию, оставлять их цифровыми или, объединив соседнюю пару, организовать аналоговый стереовход или выход. Все это стало допустимым именно благодаря оцифровке входящих аналоговых сигналов. С другой стороны, однако, надо иметь в виду, что подключение СD-плеера по аналоговому интерфейсу не имеет смысла — вы все равно услышите только ЦАП самого D-Premier (это было проверено и в ходе нашего теста, позволившего установить реальное отсутствие разницы при цифровой коммутации плеера только как транспорта и с аналоговых выходов — как полного проигрывателя). Кроме того, вы просто получите ненужное двойное преобразование. Зато это открывает владельцу аппарата дорогу к оцифровке любимой коллекции винила (и передаче полученных файлов, записанных с частотой дискретизации 96 или 192 кГц, на накопитель через цифровой выход). Благодаря уже упоминавшейся колоссальной гибкости настроек, реализованных полностью в «цифре», для встроенного «фонокорректора» есть масса опций, в том числе выбор чувствительности, сопротивления и емкости используемой головки звукоснимателя, режима стерео или моно, типа картриджа (MC/ММ) и кривой коррекции RIAA в двух вариантах. Также имеются настройки фильтров, частот среза и порядка для подключения сабвуфера, применения неполноформатных АС (в режиме многоканального домашнего кинотеатра) и многое другое. Все же цифровая реализация, при некоторой идеологической сомнительности с точки зрения ортодоксальных аудиофилов, дает неоспоримые преимущества и удобства, не достижимые никаким другим путем. В качестве завершающего штриха упомянем, что выходная мощность усилителя тоже регулируется (2 х 165 Вт по умолчанию, при конструктивном максимуме на сегодня в 2 х 240 Вт). Все эти вещи надлежит задать в конфигурационном файле, созданном с помощью программы-конфигуратора на сайте Devialet, а затем сохранить это файл на карточке SD и вставить ее в усилитель — и после этого наслаждаться результатами.

Из прочих интересных опций следует отметить приемную антенну Wi-Fi, окно которой расположено на верхней крышке корпуса. Она позволяет осуществлять связь с компьютером и воспроизводить файлы, хранящиеся на его жестком диске. При этом на настоящий момент изо всех компьютерных музыкальных проигрывателей поддерживается только iTunes, а разрешение передаваемых файлов ограничено стандартом для «воздушного» протокола — 16 бит / 44,1 кГц. Правда, изготовитель обещал поработать в этом направлении в самом ближайшем будущем. Сейчас же, если хочется послушать записи в высоком разрешении, придется воспользоваться одним из цифровых входов, соединив его либо со звуковой картой компьютера (через переходник USB-S/PDIF при необходимости), либо с выходом универсального плеера, если у вас в коллекции есть музыкальные диски Blu-ray.

Погружение

Итак, имеется несколько способов послушать музыкальные записи с помощью Devialet D-Premier: использовав стандартный CD-проигрыватель как транспорт с подключением по «цифре», или задействовав в качестве источника сигнала компьютер и беспроводное подключение (не забывая о существующих в этом случае ограничениях на разрешение файлов), или, наконец, — для хайрезного контента, — организовав проводное соединение с компьютером либо получив сигнал с выхода универсального плеера. Стоит отметить, что изо всех перечисленных вариантов по степени эффектности и эффективности воспроизведения лидируют два последних, и весьма похоже на то, что D-Premier создавался именно с акцентом на материал высокого разрешения. Жаль, конечно, что он не оснащен входом USB, обеспечивающим более простую коммутацию с компьютером и обходящим ограничения по передаче потоков данных. Из двух оставшихся вариантов — с CD-плеером в роли транспорта и с компьютером как источником записей в стандартном разрешении нам больше понравился «традиционный» — он дает более четкий, сфокусированный и живой звук.

Сам по себе голос D-Premier можно охарактеризовать как уверенный, в меру напористый, сочный и довольно наполненный. Края частотного диапазона отрабатывались не столь оптимально, как середина, с нашей тестовой акустикой бас в сложных записях иногда «погуливал», особенно на педалях органа, а ВЧ хотелось бы добавить фактуры и спонтанной игольчатости. По части тональной насыщенности можно также отметить, что аппарат не слишком басовитый, скорее, низов по уровню даже чуть мало, оркестровые линии контрабаса и большого оркестрового барабана в тихих эпизодах на заднем плане несколько терялись. Основная «вкусная» середина воспроизводилась очень хорошо, свободно и широко, с акцентом на наполненные тоны инструментов и с некоторым затушевыванием призвуков звукоизвлечения. Скрипка никогда не привизгивала, клавесин ни разу не шелестел пергаментом, фагот радовал в должной степени «густо-фиолетовым» тембром. В свойственной всем (хорошим) цифровым усилителям манере нагруженные форте проходились спокойно и без компрессии, абсолютно без «зерна» и напряженности, с сохранением инструментальных линий и вокальных партий. Традиционно убийственный для многих систем Реквием Верди в превосходной и полноразмерной, если позволительно так сказать, записи с сэром Гардинером не поставил в тупик зеркальную «инопланетную тарелку», она спокойно и с достоинством отработала и оркестровые тутти, и взвинченную линию труб и фанфар в Tuba Mirum, и вокальные переклички солистов. Хотя по накалу эмоций это было сделано скорее просто мощно и уверенно, нежели напряженно, то есть чуточку сдержанно и размеренно. Вообще уверенность и размеренность — верные термины для описания почерка D-Premier. В целом аппарат показал себя как довольно всеядный и дружелюбно настроенный к разнообразным музыкальным жанрам, за одним исключением в виде нагруженного современного металла и жестких электронных стилей — для этого у D-Premier все же маловато жесткости и сфокусированного напора.

В качестве информации к размышлению отметим, что выводы, сделанные на основе прослушивания D-Premier в составе нашей тестовой системы, оказались скорректированными в ходе посещения выставки Premium Hi-Fi & Home Theatre 2012 в Москве (см. наш отчет в этом же номере). На данном мероприятии нам удалось послушать нашего французского гостя в компании с другой акустикой — Wilson Audio Sofia 3. Так вот, ряд отмеченных ранее недостатков аппарата, как-то: недостаточная фокусировка баса, определенная мягкость подачи и нехватка активной атаки у инструментов, — в некоторых случаях были в союзе с колонками Sofia 3 значительно нивелированы. Так что на выбор партнеров к Devialet следует обращать самое пристальное внимание — они должны удачно сочетаться с усилителем и подчеркивать, а не затенять его сильные стороны.

Вывод

Интересный, сочный и комфортный по звучанию аппарат обладает к тому же немыслимым количеством настроек и опций, реализация которых стала возможной только благодаря необычной «цифровой» организации входной секции. Все это, а также акцент на воспроизведение записей в форматах высокого разрешения должно понравиться поклонникам разнообразных технических новинок и прогрессивных идей в аудио. Помимо прочего, усилитель действительно без проблем прокачивает даже сложную нагрузку и в то же время не требует принесения на алтарь качественного звука всего отведенного под технику места в комнате.

Tехнические характеристики
(по данным производителя)

Цена 522 000 руб.
Тип – интегрированный усилитель со встроенным цифроаналоговым преобразователем
Класс функционирования – гибридный, параллельно усилитель напряжения в классе А и усилитель тока в классе D
Выходная мощность (регулируется; максимальная), Вт – 240 x 2
КНИ + шум (на полной мощности), % – 0,001
Отношение сигнал/шум, дБ – 130
Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровые оптические TosLink (2), HDMI 1.3, слот для карт SD, конфигурируемые цифровые или аналоговые стерео (RCA х 6)
Аудиовыходы – цифровой HDMI 1.3, конфигурируемые аналоговые (Pre Out/Bypass RCA х 2, SUB моно RCA) Выходной импеданс, Ом – менее 0,001
Потребляемая мощность (в режиме standby / максимальная), Вт – 5 / 600
Габариты, мм – 400 x 44,5 x 400
Масса, кг – 6,9

Музыкальный материал

1. G. P. Telemann. «Concertos for Woodwind Instruments». Camerata Köln (DHM, 05472 77367-2)
2. «Baroque Music for Brass and Organ». Empire Brass Quintet with W. Kuhlman (Telarc, 80614)
3. G. B. Pergolesi. «Stabat Mater». V. Dietschy, A. Zaepffel, Ensemble Stradivaria (Accord, 465 952-2)
4. N. A. Rimsky-Korsakov. Symphony № 2 «Antar». Gothenburg Symphony Orchestra, Neeme Järvi (DG, 423 605-2)
5. Beethoven. Piano Sonata No. 23 in F minor «Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)
6. Verdi. «Requiem». Orchestre Révolutionnaire et Romantique, J. E. Gardiner (Philips, 442 142-2)
7. Tracy Chapman. «Crossroads» (Electra, 7559-60888-2)
8. AC/DC. «For Those About to Rock» (Sony, EPC 510766 2)
9. Helloween. «Keeper of the Seven Keys. Part II» (Noise Rec., N0117-3)
10. Rammstein. «Mutter» (Motor Music, 549 639-2)

Контрольный тракт

CD-проигрыватель Simaudio Moon 759D
Интегрированные усилители Bryston B100 SST2, Devialet D-Premier
Акустические системы PMC OB1i
Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Crystal Oval

 

© 2014 JAZZMOBILE
DESIGN BY STEP

Карта сайта

Яндекс.Метрика